На Руси IX - XII веках одной из самых распространенных ювелирных техник была зернь - формирование узора на металлической основе с помощью множества зерен. И только после XII века получила свое развитие скань - технология создания кружева из витых нитей. Название происходит от древнерусского глагол “съкати” - свивать или скручивать. Искусство ювелирных кружев было перенято из Византии и, впоследствии, развивалось на Руси самостоятельно.
И, хотя термины “скань” и “филигрань” считаются синонимами, технически скань - это узоры из одной только витой проволоки. В то время как филигрань - общее название искусства декоративных кружев, при создании которых используются металлические нити и зерна. Название как раз и включает эти две составные части узора: "филюм" - означает нить, "гранум" - зерно. Изначально использовались мягкие и легкоплавкие металлы - серебро, золото, медь, платина. Позднее для создания филигранных узоров стали применять древесную стружку или слоновую кость. Сегодня украшения и предметы быта делают и из искусственных материалов.
Таким образом, понятие филигрань обозначает утонченное ювелирное кружево, сложность которого ограничивается только талантом и ресурсами мастера-ювелира.
Существует несколько основных видов филиграни:
-
Напаянная. Проволока и зерна напаиваются на листовой металл.
-
Ажурная. Воздушные узоры, в которых завитки скреплены между собой.
-
Объемная. С помощью нитей создаются объемные фигуры различной сложности.
Все остальные типы являются подвидами этих трех основных направлений.
Отличительная особенность филигранных украшений от других - их до сих пор создают исключительно вручную. Неважно, гладкая нить или витая - ей нужно вручную придать нужную форму - завиток, спираль, ромбик и пр. Затем аккуратно сложить вместе все элементы и спаять их. Как бы ни была точно продумана форма штампа, она не способна передать всю тонкость и изящество линий и изгибов узора. И штамповка абсолютно исключена при создании объемных и сложных фигур.
История развития
Технология драгоценного кружева в ювелирном искусстве зародилась очень давно. Мастера древнего Египта и Греции в VI - IV веках до н.э. создавали украшения и предметы быта, декорированные ажурными узорами из металлических нитей и зерен.
Мастерство развивалось из века в век, с течением времени мастера использовали все более тонкие проволоки, создавали все более сложные узоры. Совершенствовались способы получения нитей. Изначально они изготавливались 2 способами:
Приблизительно с X века развивается третий способ - волочение размягченного металла через отверстия. Фильерные доски с набором отверстий нужных диаметров используются до сих пор. И, хотя в фабричных масштабах, весь процесс автоматизирован, его основы мало изменились.
Пиком популярности считается XVII - XVIII века - эпоха Просвещения и ухода от вычурности Ренессанса. Из моды выходят сложные фасоны одежды, декорированные рюшами, бантами и другими массивными элементами. Оттенки одежды становятся более спокойными, исчезают яркие и насыщенные цвета. Модными становятся декольте и открытые плечи.
В это время изменяется отношение к украшениям: они становятся главными декоративными элементами в образе. И также, как и одежда, становятся более легкими визуально. Ажурные узоры идеально соответствуют всем требованиям этой эпохи.
Кроме того, в XVIII веке начинается массовый переход от частных мастерских к фабрикам, развивается серийный выпуск множества товаров, включая ювелирные изделия. В филигранном стиле выпускается огромное количество серег, колец, колье, браслетов, брошей, заколок, серебряной посуды, шкатулок и других предметов быта.
В XIX - XX веках кружевные украшения и домашняя утварь становятся классикой. А увеличение масштабности производства и удешевление стоимости изготовления делают их доступными практически всем слоям населения. Предметы, созданные в филигранном стиле становятся символом роскоши и романтичности этих эпох.
В наши дни высокого темпа жизни все большую популярность получают практичные рабочий и деловой стили. Это мода на максимально облегченные и скромные украшения. Однако, на торжественных и праздничных мероприятиях роскошные украшения из воздушных узоров способны придать образу поистине величественный вид! Кроме этого, мастера-ювелиры, идя в ногу со временем, создают компактные и минималистичные украшения, декорированные сложными и объемными узорами. Небольшие ажурные украшения, заключенные в геометрические формы, легко сочетаются даже со строгим деловым костюмом и могут продемонстрировать высокий вкус своей обладательницы.